Тренды IT в образовании. Вытеснят ли роботы живых педагогов

Тренды IT в образовании. Вытеснят ли роботы живых педагогов

Редакция Tipler
Политика 04.04.2018
1359

Наиболее востребованными работниками в недалеком будущем окажутся специалисты из области IT. К такому мнению пришли участники дискуссии «2050: глобальные мега-тренды. Роль IT-индустрии», которая прошла в Уральском федеральном университете. Давайте проанализируем мнения экспертов о трендах IT-индустрии.

Как заявил гендиректор кмпании-разработчика ПО «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов, раньше считалось, что IT существует ради связи различных отраслей промышленности и экономики, но теперь очевидно, что без информационных технологий нельзя обойтись ни в одной сфере, и их значение будет расти. Понятное дело, что на форуме, где «IT» значится в заголовке, и не стали бы ругать или преуменьшать значение информационных технологий, что «всяк кулик свое болото хвалит», но данное мнение справедливо.

Действительно, IT – это уже не отдельная отрасль, а всеохватывающая среда, в которой вырабатываются инновации для различных отраслей. По мнению первого проректора университета Сергея Кортова, в ближайшее десятилетие IT охватит абсолютно все сферы жизни общества, и переломность данного момента налагает на специалистов и интеллектуалов особую ответственность.

Однако отметим, что оптимистичность данного прогноза не учитывает возможность природных катастроф, мировых военных конфликтов или усугубления экономического кризиса, которые могут существенно затормозить процесс развития IT-сферы и даже отбросить целые регионы в технологическом развитии, создав целые зоны, выпавшие из глобального сетевого пространства.

Например, политические трения с Западом спровоцировали заявление советника президента Германа Клименко о том, что Россия может отключиться от интернета. Поэтому, рисуя радужные перспективы на 10-15 лет, следует иметь такие перспективы в виду.

Поскольку дискуссия проходила в высшем учебном заведении, то значительное внимание было уделено сферам образования и труда. Кортов заявил, что технологии устаревают быстрее, чем длится обучение студентов и поэтому студентов нужно ориентировать на умение быстро перестраиваться и менять свои компетенции. Кортов даже коснулся темы «утилизации знаний».

Но здесь докладчик явно драматизирует. Утилизировать университетские знания вовсе не стоит, ведь изменение компетенций, самообучение и быстрая смена профиля возможна только при наличии фундаментальной базы знаний, а также благодаря широкому университетскому образованию (в противовес практикуемой в западных вузах сверхузкой специализации).

Российские разработчики или эмигранты из России и Украины внесли заметный вклад в развитие сферы информационных технологий именно благодаря качественному фундаментальному образованию, а не потому, что в свое время у них был самый модный телефон или самый быстрый компьютер. За трендами следить необходимо, но важно и углублять знания в области математики и смежных дисциплин.

Кортов также заявил, что в среднесрочной перспективе образовательные технологии полностью изменятся благодаря использованию технологий дополненной реальности и искусственного интеллекта, и дистанционного обучения, а труд преподавателя в традиционном представлении устареет.

К этому заявлению стоит относиться с большой осторожностью. Не исключено, что оно отражает действительные намерения чиновников от образования урезать преподавательские штаты, заменив их видео-уроками или компьютерными программами. Однако вряд ли эти намерения обусловлены жаждой более успешного обучения студентов.

Исследования показывают, что дети, которых слишком рано подпустили к электронным гаджетам или обучали с помощью видео-уроков демонстрируют серьезное отставание по сравнению с детьми, воспитывавшимися в традиционном стиле. Стив Джобс запрещал своим детям айфоны, а основатель Google не допускал своих детей до экрана до пяти лет. То же относится и к обучению в более старшем возрасте. Интернет-технологии рассеивают внимание, могут заменить некоторые мыслительные операции, но не развивают мозг.

Опытный педагог все еще незаменим в процессе обучения, поскольку он способен более тонко реагировать на способности и психологическое состояние студента и тем самым выжимать из него максимум, на ходу корректировать педагогические практики.

Поэтому, если хотите преуспеть в IT, получайте образование классического образца.

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.