Традиционные СМИ умрут, а электронные изменятся

Традиционные СМИ умрут, а электронные изменятся

Редакция Tipler
Политика 30.05.2018
1153

Мы живем в информационную эпоху, а значит, каналы поступления информации находятся в непрерывном развитии и изменении. В частности, аналитики давно уже предсказывают исчезновение печатных СМИ под давлением интернет-конкурентов. Этот тренд вполне ощутим: расходы компаний на рекламу в газетах и журналах падают, а на рекламу в интернете — растут. Но и электронные СМИ не ощущают полной уверенности: их теснят блогеры.

Увы, качество работы профессиональных журналистов, фрилансеров и любителей постепенно уравнивается: профессиональная журналистика деградирует, а блогеры поднимают планку. Блогеры выигрывают еще и в том, что не стесняются высказывать оценочные или аналитические суждения.

Переход к электронным СМИ в России

Первые имиджевые потери для российских печатных СМИ пришлись на 90-е годы, когда культура и образование находились в загоне, и все издания резко начали «желтеть». В нулевые разразился бум электронных СМИ. Цифровые технологии сделали реальным распространение любой информации в реальном времени и практически бесплатно, в то время как за газеты и журналы все-таки надо платить.

Односторонняя «вещательная» модель СМИ сменилась на интерактивную: теперь читатель может оставлять комментарии, вступать в публичный диалог с автором или другими читателями, да и автором может сделаться практически любой.

Раньше газету или журнал приходилось ждать неделю, месяц, телевизор ради новостей включать в строго определенное время. Сегодня значимый информационный контент можно получать в потоковом режиме. Первым такую концепцию предложил канал CNN, перейдя на формат непрерывного вещания. В интернете пользователь может не только непрерывно потреблять контент, но и управлять различными потоками информации.

В ситуации упадка традиционных СМИ граждане РФ куда быстрее перестроились на интернет-источники, чем даже «передовые» европейцы, поскольку в европейских странах еще сохранялся престиж печатных изданий и телеканалов. В России быстро набрал популярность Живой Журнал, а на данный момент его уже сменяет Facebook.

Цензура в цифровую эпоху

Аналитики Forbes считают, что интерес россиян к интернет-СМИ обусловлен чрезмерной зацензурированностью телевидения и печати, что и вынуждает искать альтернативные точки зрения в сети, в то время как в США самые острые дискуссии разворачиваются на официальных телеканалах и страницах печати. Однако на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны: российский читатель более требователен и более критически настроен, срежиссированные теледебаты его не удовлетворяют, в то время как интересы среднего американца вполне укладываются в программу телепередач.

Изменился и характер контроля за информационным пространством. С одной стороны, ушла в прошлое классическая цензура, основанная на монополии власти на доступ к «печатному станку». С другой стороны, функции цензуры и управления общественным мнением теперь могут выполнять поисковики или глобальные интернет-платформы, вроде Facebook или Youtube.

С помощью маркетинговых инструментов внимание пользователя можно канализировать в нужном направлении, уводя его в сторону от нежелательных тем и источников, забивая медиапространство развлекательным, шокирующим контентом. Обилие несложных развлечений воспитывает в пользователе лень, нежелание напрягать мозги, вызывает хроническую усталость и желание отдохнуть. Современные СМИ не испытывают давления со стороны «комитета цензуры», но вынуждены самостоятельно подстраиваться под определенный тип потребителя.

Помнится, еще Салтыков-Щедрин сетовал на то, что вынужден писать не так, как ему хочется, а так, чтобы «дураку было смешно, а сукину сыну не совсем обидно».

perchik_tipler.pngГлавным бичом и мукой электронных СМИ становится трафик: обывателя нужно заманить на сайт любыми средствами и удержать его внимание в течение нужного срока. Погоня за горячими темами и кричащими заголовками становится важнее оригинального содержания. 

Рерайтинг торжествует над авторством, на смену журналисту приходит редактор — человек, управляющий потоком информации, но не производящий новых идей. При этом он должен обладать особыми компетенциями в области анализа данных и технологий интернет-маркетинга.

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.