Судный день Facebook. Близок и неотвратим

Судный день Facebook. Близок и неотвратим

Редакция Tipler
Политика 27.07.2018
1510

Акции Фейсбука обвалились более, чем на 20%, в среду после отчета компании, который показал заметное замедление роста прибылей и аудитории платформы. К концу второго квартала число ежемесячных пользователей Facebook составило 2,23 млрд. То есть за 12 месяцев аудитория выросла на 11%, и все же темпы роста — ниже, чем в последние несколько лет. Компания уведомила акционеров, что повышение расходов в 2019 году обгонит выручку и скажется на прибыли. Это и стало тревожным сигналом для инвесторов.

Отчет Фейсбука отпугнул акционеров

Руководство Фейсбука объявило, что прогнозирует замедления роста прибыли, поскольку рекламодатели ищут иные способы продвижения. Сверх того компании предстоит израсходовать не один миллиард на усовершенствование механизмов мониторинга контента, отслеживания рекламодателей и обращения с пользовательскими данными. Все эти три направления вызвали серьезные нарекания со стороны надзорных органов после скандала со сливом пользовательских данных политтехнологам из Cambridge Analytica.

Facebook также владеет социальными сетями Инстаграм и WhatsApp и вкладывается в их развитие, а также ведет разработки в области виртуальной реальности. Первоначально акции обвалились лишь на 12%, но ускорили падение после публикации Фейсбуком планов по расходам.

Главный специалист по стратегии маркетинговой компании GBH Insights Дэниел Айвз назвал этот прогноз «кошмарным», передает BBC. «Они представили крайне разочаровывающий прогноз на второе полугодие и на 2019 год, и это серьезно скажется на акциях в краткосрочной перспективе», - заявил он.

Цукерберг балансирует на грани

Лично для Цукерберга это, конечно, не конец света, все-таки массового исхода пользователей с Facebook нет даже после самых громких скандалов: в США количество активных (ежемесячных) пользователей осталось стабильным, лишь несколько сократилось в Европе и выросло в «третьем мире». Компания не приводит данные по отдельным европейским странам, и потому трудно сказать, как сказался скандал с Cambridge Analytica на британских пользователях.

Однако для компании, привыкшей к быстрому росту, сильное замедление притока новых пользователей — повод для беспокойства, а может и паники. Еще один квартал с неутешительными показателями, и акции Фейсбука могут обвалиться еще сильнее. В ходе последнего отчета перед инвесторами компания сообщала, что не ожидает улучшения финансовой ситуации до конца года.

Деньги и люди

Во втором квартале чистая прибыль Facebook составила 5,1 млрд долларов, что на 31% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Общий доход достиг 13,2 млрд долларов — на 42% больше, чем во втором квартале 2017 года. Однако расходы росли еще быстрее — на 50% по сравнению со вторым квартало прошлого года и составили 7,4 млрд долларов.
Рост числа пользователей замедлился в США и Канаде — а это главные рынки для Фейсбука из-за высокой стоимости рекламы. Аудитория в ЕС сократилось, в том числе из-за новых требований к безопасности персональной информации. Уверенный рост показали страны вроде Индонезии, но доходы от рекламы там достаточно низки. Кроме того Фейсбуку не удалось зайти на китайский рынок — чиновники отозвали выданное Facebook разрешение на открытие в Китае дочернего предприятия.

Возможно, спасением для Фейсбука станет Instagram, популярность которого быстро растет. В феврале из Фейсбука ушли около 2 млн пользователей в возрасте до 25 лет. Но ожидаемый прирост аудитории Инстаграма в этой возрастной категории в 2018 году составляет 1,6 млн пользователей.

   perchik_tipler.pngПричины падения Фейсбука отнюдь не в разразившемся в начале года скандале. Если бы в финансовом положении компании все было прекрасно, инвесторы бы его и не заметили, ведь их волнует не мораль и не политика, а собственные карманы.

Проблема в том, что рынок уперся в естественные пределы. Аудитория Фейсбука не может расти бесконечно: на планете просто нет такого количества людей. Проблема заключается и в состоянии фондового рынка, ведь инвесторы отворачиваются не только от Facebook, но и от других компаний в поисках иных способов сохранить и приумножить свой капитал.

Стагнация производства и падение благосостояния большинства населения вынуждают рекламодателей более тщательно и консервативно планировать рекламные бюджеты.

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.