Регламент GDPR: интернет-гигантам грозят миллиардные штрафы

Регламент GDPR: интернет-гигантам грозят миллиардные штрафы

Редакция Tipler
Политика 28.05.2018
1151

Как только в Европейском союзе вступил в силу новый закон о защите личных данных (регламент GDPR), буквально в течение нескольких часов поступили обвинения в адрес Facebook, Google, Instagram и WhatsApp. Компании обвиняются в том, что в обмен на свои услуги они заставляли пользователей соглашаться превращаться в объекты таргетинговой рекламы.

GDRP — оружие в руках недовольных пользователей

Например, с таким обвинением выступила группа борцов за право на частную жизнь noyb.ru, которую возглавляет Макс Шремс. Участники группы заявляют, что людям не была предоставлена свобода выбора. Если суд признает претензии законными, то крупнейшим интернет-платформам придется изменить принципы своей работы и уплатить штраф.

Общий регламент о защите данных — новый европейский закон, определяющий нормы сбора и использования персональных данных. Ему должны подчиняться даже неевропейские компании, если они предлагают свои услуги на территории Евросоюза. В каждой из четырех направленных жалоб noyb.eu настаивают, что деятельность вышеназванных компаний не укладывается в рамки данного закона, потому что они заняли безапелляционную и безальтернативную позицию в отношении сбора личных данных.

Правозащитники подчеркивают, что пользователям представлялась альтернатива: предоставить свои данные для сбора, использования и передачи третьим лицам или удалить свои аккаунты. В этом, по мнению активистов, и кроется нарушение закона, ведь закон запрещает принуждать клиентов к передаче своих личных данных в обмен на услугу.

Сбор данных не должен быть обязательным

«GDPR допускает обработку данных, жестко необходимую для самой услуги, но дополнительное использование данных в целях рекламы или продажа данных должны совершаться с согласия пользователей», - говорится в сообщении группы. Податели исков утверждают, что выражают интересы не только пользователей, но и малого и среднего бизнеса, который, в отличие от больших монополий, не способен выкручивать руки своим клиентам и заставлять их соглашаться на любые условия.

Интересные кейсы от веб-студии WayToStart!

Tipler рекомендует: Интересные digital-проекты и статьи от веб-студии WayToStart.

  • Практический опыт разработки
  • Рекомендации от специалистов
  • Сайты с конверсией от 8% и выше
  • Процесс создания индивидуального дизайна
Узнать больше >>

Реклама

Заявители требуют для Instagram, WhatsApp и Facebook штрафов до 1,3 млрд евро, а для Google штрафа размером до 3,7 млрд евро.

Шремс подчеркивает, что многие пользователи просто не знают, что новый закон в большинстве случаев запрещает такое бесцеремонное обращение с пользователями. GDPR выглядит достаточно прагматичным: то, что действительно необходимо для работы приложения — законно и не требует согласия, остальное нуждается в подтверждении и должно быть результатом выбора клиента.

Реакция на GDPR

Такой поворот событий — поток жалоб после принятия закона — был предсказуем. Теперь защитникам приватного интернета и юристам компаний предстоит скрестить шпаги на поле интерпретации положений GDPR.

Некоторые неевропейские компании временно остановили свою деятельность на территории ЕС, пока не станет ясно, как в действительности будет работать новое законодательство. Другие, например Twitter, ввели возможность отключаться от таргетированнной рекламы.

Facebook уже заявил, что потратил 18 месяцев на приведение работы площадки в соответствие с GDPR. Google утверждает, что он и так всегда защищал безопасность личных данных пользователей.

perchik_tipler.pngБудущее закона зависит от того, как поведут себя интернет-гиганты. Если Facebook и Google смогут избежать действия GDPR, это будет означать победу рекламщиков и беззубость европейского законодательства, если же компании будут приведены к повиновению, это потребует разоружиться и других игроков. Развитие событий в Европе может повлиять и на американскую интернет-политику, а оттуда новые веяния распространятся и на весь мир.

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.