
В первых числах мая состоялась F8 – ежегодная корпоративная конференция Facebook. Выступая перед пятью тысячами наиболее преданных членов Facebook-сообщества на F8, Марк Цукерберг за 30 минут выдал множество анонсов. Некоторые из них звучали заманчиво (устройство виртуальной реальности Oculus Go или антибуллинговые функции для Instagram), некоторые – не то чтобы очень.
При этом публика осталась несколько разочарованной, не услышав ответы на ряд волнующих вопросов.
1. Что стало с Facebook Live?
На протяжении последних двух лет Фейсбук носился с идеей прямых трансляций в рамках социальной сети. Цукерберг даже снимал барбекю у себя на заднем дворе, чтобы увлечь пользователей социальных сетей этой идеей. Однако в речи Цукерберга 1 мая Facebook Live не упоминался.
Косвенным объяснением может послужить замечание Цукерберга о трендах прошлого года. Он отметил рост уровня насилия в интернет-видео. И этот тренд продолжается. В апреле много шума наделал случай с убийством женщины, которое транслировалось онлайн. Очевидно, когда в 2016 году Цукенберг заявил, что «видео перевернет стиль общения и взаимодействия», он имел в виду не это.
2. Насколько защищены данные с сервиса знакомств?
Facebook почти с начала года находится под обстрелом в связи с передачей пользовательских данных политтехнологам. Почему же он предлагает пользователям доверять личные данные анонсированному сервису знакомств?
Представляя новый сервис, Цукерберг слишком мало рассказал о том, как он будет работать, хотя и пообещал, что он будет приватным и что встречи будут строиться на основе совместного посещения событий. Однако остается непонятным, будут ли данные о поведении и предпочтениях пользователей с этого сервиса поступать в банк данных для рекламодателей Facebook? Например, если при заполнении профиля вы напишете, что любите гулять, означает ли это, что вас завалит рекламой местных открытых кафе?
Проще говоря, вопрос звучит так: чем пользователь будет расплачиваться за услуги сервиса?
3. Очистка своей истории. Хотелось бы поподробнее.
Facebook зарабатывает на продаже пользовательских данных рекламщикам. Каждый кусочек информации – это деньги. Но на F8 Цукерберг объявил о запуске инструмента по очистке пользовательской истории, не уточнив конкретных сроков.
«Это будет простой функционал по очистке истории вашей активности на Фейсбук – на что вы нажимали, какие сайты посещали, и т. д.», - сказал он. Цукерберг также заявил, что появится возможность удалять всю информацию со своего аккаунта и блокировать сбор информации о себе.
Остается неясным, когда это начнет действовать, насколько трудно будет этим пользоваться, и насколько глубоко можно будет очищать историю? За минувшую неделю? За месяц? За год? Или вообще всю? И на чем тогда будет зарабатывать Facebook?
Многие пользователи по итогам презентации Цукерберга остались разочарованы отсутствием внятных озвученных гарантий защиты от новых политических манипуляций, от рассылки фейковых новостей. Видимо, пользователям придется в дальнейшем заходить на платформу с осторожностью, а исходящий от Facebook контент проверять на FactCheck.org.