Преодолеваем творческий кризис: лайфхаки для копирайтера

Преодолеваем творческий кризис: лайфхаки для копирайтера

Редакция Tipler
Политика 14.05.2018
1208

Иногда случается так, что кризис накрывает даже самого талантливого копирайтера, когда из-под пера ну никак не хотят выходить шедевры "мировой классики", а кушать хочется и нужно писать. Такая история происходит сплошь и рядом, поэтому мы решили выпустить небольшую шпаргалку по выходу из творческого кризиса всем специалистам, которые в той или иной степени связаны с литературным жанром.

Как правильно сформулировать тему?

Нужно ее сформулировать как можно короче — максимум двумя предложениями. Например, я хочу написать статью о главных трендах интернет-маркетинга в 2018 году, чтобы специалисты digital видели вектор развития и двигались в этом направлении. Или: кризис копирайтинга, главные приемы и техники, как заставить творческую искру сверкать. Если сформулировать тему в двух предложениях не получается, значит, что-то не так, вы попросту сами не знаете о чем писать.

Сбор материала

Писательство иногда кажется чем-то похожим на ловлю бабочек сачком, когда удается тихонечко поймать вдохновение и быстро скрепкой прикрепить его к бумаге, чтобы не ускользнуло. На самом деле это лишь малая толика того, из чего складывается интересная статья. Чтобы читатели поверили, нужны факты, собранный материал, аналитическая работа. Читатель должен прочувствовать, что ради него проделана серьезная работа, только тогда он начнет доверять.

В теме, о которой Вы пишете, нужно разбираться досконально. Если есть пробелы, нужно просто составить карту и отметить на ней проблемные зоны — места, которые еще нужно изучить.

В переписке со своим другом, художником Ильей Репиным, Корней Чуковский признавался, что он «крайне любопытен, болтлив и непоседлив», что в дороге он стремится «перезнакомиться со всеми людьми в одном вагоне, нет, - со всеми пассажирами поезда, да еще в контролером и машинистом в придачу».

Однако это лишь одна сторона медали. Чуковский с его болтливостью и суетливостью так и остался для большинства читателей автором «Путаницы» и «Мойдодыра». Накопление фактов должно быть системным. Надо видеть за частным общее. Тогда вам не потребуется знакомиться «со всеми пассажирами поезда» и останется время на саму работу.

Посещаем мероприятие

Посещаете ли Вы конференцию или идете на важное мероприятие, всегда имейте при себе диктофон, фотоаппарат, блокнот и ручку. Диктофон будет фиксировать все происходящее, на фотоаппарат вы будете снимать слайды презентаций, а в блокноте — фиксировать, на какой минуте записи было сказано нечто важное, а также возникающие мысли и соображения.

Мысли и детали очень важны, и они очень быстро забываются. Если вы не соедините факты общей нитью мысли, не выстроите их в логическом порядке, то ваш материал так и останется бессистемным ворохом сообщений: «То тюлень позвонит, то олень».

Так что фиксируйте все и параллельно выделяйте главное, делайте замечания.

Структура

Писать тексты — это такое же ремесло как возводить дома. Если где-то архитектор и проектировщик допустили ошибку, здание рухнет. Так и с текстом: если вы недостаточно интересно, полезно и увлекательно спроектируете ваш текст, читатель уйдет со страниц вашего ресурса, не дочитав до конца. 

Интересные кейсы от веб-студии WayToStart!

Tipler рекомендует: Интересные digital-проекты и статьи от веб-студии WayToStart.

  • Практический опыт разработки
  • Рекомендации от специалистов
  • Сайты с конверсией от 8% и выше
  • Процесс создания индивидуального дизайна
Узнать больше >>

Реклама

Идеальная структура текста должна быть такой:

Над первым предложением нужно постараться и написать его так, чтобы читатель вошел в транс и последовал за вами дальше. Совсем не обязательно в первом предложении раскрывать основную тему, можно начать издалека. Основное правило построения текста — это завязка, развязка и кульминация. 

Screenshot_593.png

Screenshot_594.png

Только не слишком затягивайте с завязкой ради объема, а то читатель не выдержит.

Теперь, когда у Вас собран весь материал, зафиксированы общие мысли, пора составлять план.

Без плана никуда.

И это факт. И составлять его нужно заранее. Писать по принципу: Как пойдет, не получится. Вы напишите максимум пару глав, а потом будете просто высасывать из пальца материал, на написание которого могут уйти недели и даже месяцы. План должен быть всегда и везде. Чертите, рисуйте схемы, графики, чтобы точно понимать, как будет развиваться сюжет. Только тогда материал будет писаться легко, как по накатанной, без ненужных поворотов в сторону или затянутых мест. 

Побеждаем прокрастинацию

Как избавиться от прокрастинации и страхов, что не получится?

Иногда наш внутренний редактор не дает написать ни строчки. Как только мы садимся к клавиатуре, он включается и тихонько шепчет: ничего не получится дружок, нужно писать красиво, и т. д. Такие фобии молниеносно наваливаются на копирайтера и он не может писать. Что с этим делать? Нужно тренировать мозг. 

Упражнение номер 1. Вы проделали громадную работу, собрали интересный материал, нарыли кучу фактов в интернете, поговорили с лучшими экспертами. Теперь самое время отобрать алмазы из кучи горных пород. Найти только самое интересное и просто записать это своими словами на бумаге, без применения литературных приемов и без купюр. Это как написать изложение своими словами в школе.

Упражнение номер 2. Помогает, когда нужно перенести информацию из головы на бумагу. Нужно просто начать рассказывать вслух, импровизировать и когда речь польется рекой, нужно ее записать на бумаге. Если делать такое упражнение каждый день, то будет вырабатываться свой уникальный и неповторимый стиль. После того, как Вы записали на бумагу, нужно позвонить коллеге, другу и зачитать ему получившийся текст. А в это время следить за его реакцией. Самые удачные кусочки текста нужно оставить.

Упражнение 3. Когда мыслей совсем нет, а писать нужно, просто включите диктофон и наговаривайте все, что придет в голову по данной теме или вопросу. Иногда в такой свободной форме можно уловить нетривиальные формулировки, новые подходы, свежий взгляд на избитую тему. Дело в том, что когда вы говорите, внутренний редактор не работает, он спит.

Если и этот метод поиска идей не помогает, тогда можно отложить на вечер, пойти погулять в парк или заняться физическими нагрузками. Например бегать на длинные дистанции, как Харуки Мураками. " Если бы я не продолжал бегать, думаю, мои произведения были бы совсем не такими, как сейчас" - признавался японский писатель.

Без лишних слов

Главный принцип писательства — не употреблять лишних слов

Читатели любят понятные и простые обороты. Не нужно засорять текст литературными оборотами, сложноподчиненными предложениями, необходимо искать такие формулировки, которые дадут ясную картинку сразу же. Например, заголовок «Самойлов продал 90% своих акций цементного строительного завода» следовало бы заменить на «Самойлов вышел из строительного бизнеса». Вместо 8 слов всего 4. Согласно статистике, авторы после написания текстов сокращают их, как минимум, на треть.

Маленькие лайфхаки, как взять интересное интервью

Интервью всегда интересно людям, если оно содержит уникальную информацию, которая ранее не была опубликована. Но как ее найти? Вот один из способов: Вы оставляете на столе камеру или включенным диктофон и говорите, что вам нужно отойти на минутку, чтобы сделать важный звонок. А вы пока можете порассуждать на такую-то тему: И тут случается нечто удивительное.

В этом случае собеседник может открыться и рассказать интересную информацию, может, даже родом из детства. А может позвонить жене и тут вы узнаете, какой он в общении с родными.

Еще один интересный приемчик — провокация. Да, да! Именно провокация поставила в тупик Евгения Чичваркина, когда Ксения Собчак спросила у него, кому принадлежит его винный бизнес в Лондоне. Чичваркин ответил — ему, на что Ксения достала из сумочки выписку из реестра владельцев компаний, где говорилось о том, что бизнес принадлежит офшорной компании. 

Конечно, каждый текст по-своему уникален, пишется в уникальной ситуации, а значит, каждый из вышеперечисленных приемов нужно применять с умом.

Поэтому внимательно оцените трудозатраты, распределите время, и не забывайте отдыхать!

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.