
Фейсбук официально объявил о запуске в тестовом режиме сервиса, позволяющего администраторов взимать плату с подписчиков. Плата будет взиматься за уникальный контент и может составлять 4,99-29,99 долларов.
На протяжении последних лет в сети периодически возникали слухи о том, что социальная сеть рано или поздно станет платной. В некотором смысле они оправдались, раз группы могут стать платными.
Facebook тестирует новую функцию
Например, максимальную сумму из представленного диапазона будет взимать группа, посвященная американским университетам (Grown and Flown Parents: College Admissions and Affordability), подписчики которой получат возможность обсудить с профессиональными советниками условия поступления и аспекты учебных программ вузов США. При этом бесплатные группы продолжат работать в привычном режиме, но в них могут появиться закрытые подгруппы с платной подпиской.
На данный момент Facebook тестирует новую возможность на «небольшом числе групп». Директор по продукции компании Алекс Деве заявил в официальном блоге соцсети: «Мы слышим от админов групп о том, что они ищут способов заработать денег, и что это увеличит их взаимосвязь с участниками и позволит продолжить поддерживать их сообщества».
Помимо группы об американских университетах участниками пилотной программы станут сообщества, посвященные кулинарии, интерьеру и другим темам.
Facebook идет навстречу админам
При этом Деве подчеркнул, что администраторы и раньше могли создавать закрытые группы и взимать плату с подписчиков с помощью внешних инструментов. Суть введения закрытых групп заключается в том, чтобы «сделать это проще для админов с использованием встроенных инструментов, сэкономить им время для работы исключительно над контентом для подписчиков».
Например, новая закрытая группа Organize My Home будет взимать 14,99 долларов в месяц за доступ к «мини-проектам, групповым заданиям, тренингам и ответам в реальном времени», связанным с обустройством жилья. Также платную подписку внедряет группа «Meal Planning Central Premium», предлагающая планы питания на неделю и списки рекомендуемых покупок от продуктовых магазинов.
«Проанализировав пилотный запуск и реакцию подписчиков закрытых групп, мы сможем продолжить совершенствовать это направление чтобы помочь админам предлагать больше своим читателям и продолжать вкладываться в работу с сообществами», - заявил Деве.
Сообщество Фейсбука может расслоиться
Пользователи Facebook смогут управлять своими подписками на закрытые группы через приложение для iOS и Android. Особо отмечается, что во время испытательного периода Фейсбук не будет забирать себе часть прибыли групп, но впоследствии может начать это делать.
Руководители интернет-площадок и соцсетей провозглашают, что главной их ценностью является сближение и объединение людей. Об этом неоднократно заявлял и сам Марк Цукерберг. Однако на деле получается, что они сегментируют людей по уровню достатка – делят на способных и неспособных платить, выделяют закрытые платные сообщества, делают затруднительным для людей со средним достатком состоять в большом количестве разных групп.
То есть бедные будут изолированы в бесплатном сегменте, люди со средним достатком будут ограничены небольшим набором платных групп, и только богатые люди смогут позволить себе широкий охват контента.
Само по себе это не преступление, а вполне понятная логика: администраторы создают интересный контент и желают получать за это денежки. Выгоду от нововведения, в первую очередь, получат администраторы групп. Но вся соцсеть вряд ли станет закрытой и платной. Тренд на сегментацию аудитории соцсети по интересам и достатку может усилиться.
Просто соцсетям следует быть честнее в своих высказываниях, не говорить о «мировом братстве» и «сближении людей», а признать, что соцсети возвращаются к старой логике разделения людей по уровню достатка.
В общем, пассажиры бизнес-класса приглашаются на посадку первыми.