
Акции Facebook резко обвалились. За два часа компания потеряла 130 млрд долларов капитализации. Основатель компании Марк Цукерберг лично лишился почти 17 млрд долларов. Причиной стал последний финансовый отчет Facebook, в котором сообщалось о снижении выручки. Падение выручки связано с замедлением темпов роста аудитории социальной сети.
Неудачи Фейсбука cледуют за Цукербергом по пятам
Эти события, с одной стороны, вызваны недавними скандалами со сливом пользовательских данных, которые оттолкнули от платформы многих пользователей, а с другой, общим упадком фондового рынка и оттоком инвестиций.
Цукерберг рассчитывал собрать большой урожай пользователей и партнеров с заходом на китайский рынок, но и он не состоялся.
Объявление о разрешении Фейсбуку открыть дочернее предприятие в восточной провинции Чжэцзян продержалось в базе данных Национальной системы кредитной информации лишь несколько часов. Фейсбук планировал использовать «дочку» для создания инкубатора стартапов. Однако информация о регистрации была быстро удалена, соответственно были отредактированы сообщения в китайских СМИ.
Фейсбуку перекрыли кислород регионалы
Согласно информированному источнику New York Times, который предпочел остаться анонимным, выданное разрешение было отозвано. По его словам, это не обязательно означает, что Facebook так и не сможет создать в Китае компанию, но существенно снижает его шансы. Отзыв разрешения вызван протестом местных властей Чжэцзяна и китайского надзорного органа по интернету — Управления киберпространством Китая. Последний счел, что решение было принято без его достаточного участия.
Tipler рекомендует: Интересные digital-проекты и статьи от веб-студии WayToStart.Интересные кейсы от веб-студии WayToStart!
Узнать больше >>
Стороны пока воздерживаются от комментариев. Данная ситуация показывает, с какими сложностями приходится сталкиваться американскому интернет-гиганту при экспансии на территорию Китая.
Сама социальная сеть блокируется в стране уже почти десять лет – с 2009 года. Другие сервисы компании, такие как Инстаграм, одно время пользовались популярностью в стране, но на данный момент также исключены из списка разрешенных ресурсов. Фейсбук хотел зайти на местный рынок и склонить к сотрудничеству китайских разработчиков, однако власти отнеслись к этой попытке как к вопросу большой политики.
Рынок интернет-технологий и китайская бюрократия
Гугл, работа которого тоже долго блокировалась в Китае, недавно добился прорыва: открыл центр развития искусственного интеллекта и выпустил на рынок компьютерную игру. В июне Google объявил о намерении инвестировать 550 млн в JD.com – пекинскую компанию, занимающуюся интернет-торговлей и электронной коммерцией. Блокируются Twitter и Snapchat. Другим американским социальным медиа, таким как LinkedIn, разрешено работать на китайском рынке при условии цензуры контента в соответствии с требованиями властей.
Американские комментаторы выражают сочувствие Фейсбуку и винят китайскую бюрократию, которая не дает развернуться американскому бизнесу. Иностранные предприниматели привыкли договариваться с верхушкой бюрократического аппарата разных стран и получать от него разрешения, которые беспрекословно исполняются на местах.
Однако, как оказалось, власть в Китае гораздо менее авторитарна, чем в ЕС или США, и власти регионов имеют право возразить центру и быстро оспорить его решение. На Западе тяжбы между разными инстанциями могут тянуться годами, отсрочивая важные решения. В Китае руководство провинции сумело оспорить решение центра за несколько часов.
Основатель Facebook Марк Цукерберг множество раз пытался найти подходы к Китаю, предпринимал различные неловкие ходы: предлагал президенту Си Цзиньпину самому выбрать название для создаваемой дочерней компании, проводил встречи со студентами, изучал китайский язык, постил фотографии с площади Тяньяньмэнь.
Некоторых российских комментаторов удивляет, почему население Китая не возмущается тем, что его лишили Фейсбука и Гугла. Впрочем, многие западные пользователи, напротив, ищут способы уйти с этих платформ и удалить с них свою информацию. Кроме того в Китае есть собственные аналоги, например, популярный сервис микроблогов Sina Weibo.
Собственно, усилия китайского правительства по блокировке американских приложений и создают пространство для собственного рынка интернет-технологий и позволяют развиваться и расти собственным разработчикам.