Фейсбуку разрешили войти в Китай и тут же запретили

Facebook теряет деньги, аудиторию и рынки

Редакция Tipler
Политика 26.07.2018
1115

Акции Facebook резко обвалились. За два часа компания потеряла 130 млрд долларов капитализации. Основатель компании Марк Цукерберг лично лишился почти 17 млрд долларов. Причиной стал последний финансовый отчет Facebook, в котором сообщалось о снижении выручки. Падение выручки связано с замедлением темпов роста аудитории социальной сети.

Неудачи Фейсбука cледуют за Цукербергом по пятам

Эти события, с одной стороны, вызваны недавними скандалами со сливом пользовательских данных, которые оттолкнули от платформы многих пользователей, а с другой, общим упадком фондового рынка и оттоком инвестиций.

Цукерберг рассчитывал собрать большой урожай пользователей и партнеров с заходом на китайский рынок, но и он не состоялся.

Объявление о разрешении Фейсбуку открыть дочернее предприятие в восточной провинции Чжэцзян продержалось в базе данных Национальной системы кредитной информации лишь несколько часов. Фейсбук планировал использовать «дочку» для создания инкубатора стартапов. Однако информация о регистрации была быстро удалена, соответственно были отредактированы сообщения в китайских СМИ.

Фейсбуку перекрыли кислород регионалы

Согласно информированному источнику New York Times, который предпочел остаться анонимным, выданное разрешение было отозвано. По его словам, это не обязательно означает, что Facebook так и не сможет создать в Китае компанию, но существенно снижает его шансы. Отзыв разрешения вызван протестом местных властей Чжэцзяна и китайского надзорного органа по интернету — Управления киберпространством Китая. Последний счел, что решение было принято без его достаточного участия.

Интересные кейсы от веб-студии WayToStart!

Tipler рекомендует: Интересные digital-проекты и статьи от веб-студии WayToStart.

  • Практический опыт разработки
  • Рекомендации от специалистов
  • Сайты с конверсией от 8% и выше
  • Процесс создания индивидуального дизайна
Узнать больше >>

Реклама

Стороны пока воздерживаются от комментариев. Данная ситуация показывает, с какими сложностями приходится сталкиваться американскому интернет-гиганту при экспансии на территорию Китая.

Сама социальная сеть блокируется в стране уже почти десять лет – с 2009 года. Другие сервисы компании, такие как Инстаграм, одно время пользовались популярностью в стране, но на данный момент также исключены из списка разрешенных ресурсов. Фейсбук хотел зайти на местный рынок и склонить к сотрудничеству китайских разработчиков, однако власти отнеслись к этой попытке как к вопросу большой политики.

Рынок интернет-технологий и китайская бюрократия

Гугл, работа которого тоже долго блокировалась в Китае, недавно добился прорыва: открыл центр развития искусственного интеллекта и выпустил на рынок компьютерную игру. В июне Google объявил о намерении инвестировать 550 млн в JD.com – пекинскую компанию, занимающуюся интернет-торговлей и электронной коммерцией. Блокируются Twitter и Snapchat. Другим американским социальным медиа, таким как LinkedIn, разрешено работать на китайском рынке при условии цензуры контента в соответствии с требованиями властей.

Американские комментаторы выражают сочувствие Фейсбуку и винят китайскую бюрократию, которая не дает развернуться американскому бизнесу. Иностранные предприниматели привыкли договариваться с верхушкой бюрократического аппарата разных стран и получать от него разрешения, которые беспрекословно исполняются на местах.

Однако, как оказалось, власть в Китае гораздо менее авторитарна, чем в ЕС или США, и власти регионов имеют право возразить центру и быстро оспорить его решение. На Западе тяжбы между разными инстанциями могут тянуться годами, отсрочивая важные решения. В Китае руководство провинции сумело оспорить решение центра за несколько часов.

Основатель Facebook Марк Цукерберг множество раз пытался найти подходы к Китаю, предпринимал различные неловкие ходы: предлагал президенту Си Цзиньпину самому выбрать название для создаваемой дочерней компании, проводил встречи со студентами, изучал китайский язык, постил фотографии с площади Тяньяньмэнь.


perchik_tipler.pngНекоторых российских комментаторов удивляет, почему население Китая не возмущается тем, что его лишили Фейсбука и Гугла. Впрочем, многие западные пользователи, напротив, ищут способы уйти с этих платформ и удалить с них свою информацию. Кроме того в Китае есть собственные аналоги, например, популярный сервис микроблогов Sina Weibo.


Собственно, усилия китайского правительства по блокировке американских приложений и создают пространство для собственного рынка интернет-технологий и позволяют развиваться и расти собственным разработчикам.

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.