Стратегии российских компаний: формализм или эталон

Стратегии российских компаний: формализм или эталон

Редакция Tipler
Мнения 08.09.2017
570

Большинство российских компаний номинально имеет стратегии развития. Они описываются на сайтах и порой достаточно подробно.

На самом деле почти все эти стратегии похожи как братья-близнецы. Списанные друг у друга немного отличающиеся «миссия», «видение», «стратегические цели» и другие элементы стратегий обычно настолько формальны, что их никто не смотрит. Это то же самое как советские лозунги и документы съездов, на которые уже никто не обращал внимания.

Как делают стратегию.

Как обычно делается такая «стратегия». Берется стратегия другой похожей компании и быстро переделывается под данную организацию. Часто отличия трудно заметить. Причина такого отношения простая – реальных стратегий у фирм часто просто нет. Они живут одним днем и совсем не уверены в завтрашнем дне, хотя никогда не скажут об этом публично. Да и интереса к сложному процессу подготовки реально работающей стратегии обычно нет. Вот и появляются стратегии, которые никому не нужны. Десять или более лет они сохнут на сайтах в неизменном виде, пока их не решают немного обновить.

Стратегии в российских компаниях.

В маленьких и средних по размеру компаниях стратегий часто нет совсем. Там неуверенность особенно велика и руководители просто не считают нужным готовить и публиковать такой документ. Если он есть, как правило – чистейшая отписка: просто, чтобы что-то было и сайт стал посолиднее.

В крупных компаниях ситуация, конечно, лучше. Здесь может даже существовать целый отдел стратегического развития, где один-два человека реально занимаются анализом дальнейшего развития, подготовкой стратегических планов, общим анализом ситуации и тому подобным. Как правило, несмотря на внешнюю солидность и обилие документов, стратегии тоже довольно формальны. Причины просты – по российской традиции стратегия формулируется высшим руководителем или несколькими начальниками высокого ранга, а все выводы по анализу этих отделов мало кого интересуют. Так же точно и содержание стратегии мало кому известно, а руководители вспоминают о ней тогда, когда уже ясно, что хорошо бы что-то изменить.

Наилучшая ситуация явно в гигантских компаниях вроде Сбербанка и Газпрома, где за стратегию обычно уже отвечает целый департамент и подготовка стратегических планов реально отражает и результаты анализа и проблемы и действительно нужна и интересна менеджменту компании. Но таких немного.

Что в итоге.

К чему ведет подобное пренебрежение? Есть оценки, что за 10 лет из начавших работу российских компаний остается только 5-10 процентов. Понятно, что далеко не все из них потерпели фиаско в первую очередь из-за отсутствия стратегического планирования. Но в общем всё взаимосвязано и нередко во главе угла находится как раз неопределенность развития. Жить одним днем проще и в России бизнес чаще так и работает. Стратегии в голове бизнесмена как правило существуют, но гораздо лучше, если они будут достаточно тщательно подготовлены и распланированы по годам с вариантами развития и выполнение этих планов станет контролироваться. Главной проблемой здесь остается то же пренебрежение к анализу ситуации и возможным проблемам, тому, как их преодолевать. Это просто практически никто не желает учитывать. Огромные сети супермаркетов устанавливают высокие цены и круглосуточный режим работы, в результате туда никто не ходит и они разоряются. Причина фактически – отсутствие хорошо обоснованной стратегии, нежелание учесть реальные негативные факторы, обычные для России чванство и ограниченность.

Российский формализм – в сущности одна из мощнейших сил, тормозящих развитие страны, наверное, уже сотни лет. Стратегии были и будут формальными, нужны, наверное, несколько серьезных кризисов, чтобы русский бизнес понял как нужно работать. Впрочем, пока об этом даже, видимо, рано говорить.

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.