Мнение Tipler: Что рекламируют фильмы про спорт

Мнение Tipler: Что рекламируют фильмы про спорт

Редакция Tipler
Мнения 03.05.2018
1183 0

В последнее время в России снимается немало фильмов о спорте, в них вкладываются огромные деньги, они очень агрессивно рекламируются. Достаточно вспомнить «Тренера», «Лед», «Движение вверх» и другие. И это несмотря на то, что с самим профессиональным спортом у страны очевидные проблемы. Неужели фильмы снимают для того, чтобы взбодрить отечественный спорт? И да, и нет.

Прежде всего стоит отметить, что фильмы про спорт, как правило, снимаются не только про спорт. Спорт выступает антуражем для того, чтобы рассказать какую-то историю, проиллюстрировать какое-то авторское высказывание, донести какую-то идею. А тема спорта дает хороший антураж, добавляет динамики, подкидывает экшена.

Давайте вкратце рассмотрим, какая идея «зашита» в вышеупомянутые фильмы, что именно в упаковке спорта пытаются скормить нам режиссеры. А потом снова вернемся к теме спорта и копнем чуть глубже.

Лед

С одной стороны, режиссер Олег Трофим рассказывает нам типичную мелодраматическую историю про фигуристку, шедшую к успеху, но получившую травму и вынужденную преодолевать недуг чтобы снова выйти на лед.

С другой стороны, это типичная история про успех. «На входе» в спортивную карьеру девочку ломают, даже унижают. Посыл: хочешь успеха – умей перешагнуть через свою гордость. По большому счету, героиня даже ничего в своей жизни не выбирает. В спорт отдают в несознательном возрасте, а потом уже приходится быть верным той морковке, пардон, золотой медали, которую тебе обозначили в качестве цели. Это история про некритичное отношение к поставленным перед тобой целям и идеалам. Посыл: не смотри по сторонам, не ищи иных путей, действуй в лоб.

Это история про веру. Про то, что вера может заставить человека подняться с инвалидного кресла. Травму героини вылечивает не искусный врач, а влюбленный в нее хоккеист. Самое время вместо больниц открывать молельни или видеосалоны с мотивирующими роликами.

Тренер

Помимо того, что это тоже история про успех и про веру, фильм Данила Козловского поднимает тему связи столицы с глубинкой. Действительно, у многих россиян вызывают раздражение футболисты, получающие фантастические зарплаты, но в итоге неспособные даже забить гол на радость болельщикам. В глубине этого раздражения кроется озлобленность (и где-то даже зависть) провинциалов по отношению к столичным «звездам», будь то спортсмены, поп-певцы или депутаты. Глядя на запущенный вид своих городов, провинциалы ощущают себя покинутыми и ненужными «сытой Москве».

История про футболиста российской сборной, который стал тренером в неком маленьком городе, призвана вскрыть и разрешить этот конфликт. Главный герой, прибыв из столицы, должен завоевать авторитет у провинциалов доказать им, что они не обречены вечно прозябать на местном уровне, и, в конце концов, привести их к успеху и признанию.

История должна ласкать сердце всем губернаторам и другим назначенцам Москвы. А для широкой публики остается посыл: слушайся своего начальника, поменьше разговаривай, много и упорно работай на пределе своих возможностей, и тогда добьешься признания и успеха.

Движение вверх

Тут посыл иной, ведь действие разворачивается немного в другой стране, а именно в СССР. Задача фильма показать всю беспросветность жизни «при социализме», чтобы тем самым выставить в выгодном свете современную Россию. Поэтому фильм содержит массу передергиваний, за которые вдовы советских спортсменов даже пытались подать на студию Михалкова в суд, добивались запрета на показ фильма.

Перед авторами фильма стояла непростая задача: объяснить зрителю, что советский спорт был хуже чем современный российский и сделать это, повествуя о победе баскетбольной сборной СССР над сборной США на Олимпиаде 1972 года. Авторы постарались показать, как спортсмены и тренеры не любят свою страну, как они добиваются успеха не благодаря советскому спорту, а вопреки ему.

Фильм адресован тем, кто недоволен положением дел в современном российском спорте и, шире, положением дел в стране, два с лишним часа он твердит: «Поглядите, а ведь раньше-то было хуже».

Почему спорт?

И все-таки почему именно спортивная тематика оказалась такой удобной для работы с сознанием россиян? Вряд ли отечественные киноделы серьезно задумываются над этим. Основные идеи они заимствуют из голливудских блокбастеров. Вспомним франшизу «Рокки», фильм «Гол!» и другие. В этих фильмах уже содержались основные идеи – мечта, вера, головокружительный путь с самого низа на самый верх.

Спорт стал идеальным выражением рыночной идеологии, которая утверждает, что каждый человек может стать баснословно богат и успешен на основе честной конкуренции, для этого требуется только побольше верить и побольше работать.

Комментарии

Array
(
    [AUTH_PATH] => /auth/
    [LEFT_MARGIN] => 50
    [NO_INDEX] => Y
    [NO_FOLLOW] => Y
    [SHOW_USERPIC] => Y
    [SHOW_DATE] => Y
    [SHOW_COUNT] => Y
    [NON_AUTHORIZED_USER_CAN_COMMENT] => N
    [USE_CAPTCHA] => N
    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [CAN_COMMENT] => N
)


Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Вы можете: авторизоваться или зарегистрироваться

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.