
Даже успешная бизнес-модель приходит к пределам своих возможностей. Куда расти, когда сегмент уже полностью освоен, сферы влияния на рынке жестко определены? Искать «непаханое поле».
Александр Колобов, владелец cети кофеен «Шоколадница» и российский франчайзи Burger King, принял решение о развитии еще одной сети. Он будет продвигать в России американский бренд лапшичных Panda Express. По мнению Колобова, китайская кухня слабо распространена в России и не представлена большим количеством известных потребителю брендов, так что в этой нише он не ожидает встретить серьезной конкуренции.
«Коммерсант» со ссылкой на информированный источник сообщает, в 2018-2019 гг. планируется открыть 10-14 ресторанов Panda Express — ряд договоров на аренду помещений уже подписаны. Panda Express в России станет частью группы «Шоколадница», в которую входят «Кофе Хауз», «Ваби Саби» и франчайзинговые сети KFC, Pizza Hut, Max Brenner.
Также Колобову принадлежит компания «Арена фудс кейтеринг», имеющая контракт на обеспечение питания на стадионах во время чемпионата мира по футболу, который пройдет в России. Согласно данным «Infoline-Аналитики», в минувшем году общая выручка сетей общественного питания, входящих в группу, составила примерно 15 млрд рублей (до вычета НДС). Это около 3,5% рынка российского общепита.
В июне 2017 года Федеральная антимонопольная служба заподозрила Burger King и «Шоколадницу» в необоснованном завышении цен в точках, расположенных в аэропортах Москвы и Подмосковья. Проверка показала, что Burger King, «Шоколадница», а также сеть «Му-му» заняли доминирующее положение в аэропортах Домодедово и Жуковский, что позволило им значительно завысить цены.
Урок первый: укрепившись и даже заняв лидирующие позиции в своем сегменте, необходимо нащупывать свободные ниши в смежных областях, на периферии своей деятельности.
Колобов подтвердил журналистам факт своего участия в продвижении бренда Panda Express на территории России, но не стал раскрывать подробностей сделки. В американском офисе Panda Restaurant Group на запрос «Коммерсанта» не ответили. Между тем, юридическое лицо «Панда Экспресс Раша» было зарегистрировано в декабре 2017 года.
По утверждению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, «Шоколадница», выходя с новым брендом на российский рынок, намерена откликнуться на изменения вкусов и предпочтений потребителей в столице и других крупных городах.
Урок второй: хорошая интрига никогда не повредит.
Согласно данным на официальном сайте сети, первая лапшичная Panda Express была открыта в Калифорнии в городе Глендейл в 1983 году, и к 2007 году, за 21 год успешной работы, под этим брендом открылось свыше 1000 ресторанов. По данным Firbes, в 2016 году общая выручка Panda Restaurant Group составила 2,8 млрд долларов. Это обеспечило ей 165-е место в рейтинге частных предприятий Соединенных Штатов.
Урок третий: при выборе франшизы стоит отдать предпочтение устойчивым и динамично развивающимся брендам.
По мнению специалиста Knight Frank Евгении Хакбердиевой, в плане аренды новая сеть сможет рассчитывать на стандартные условия российских фудкортов — фиксированная ставка плюс проценты с оборота. В Россию давно не заходили новые бренды в сфере общепита, так что презентация популярной американской сети может оказаться уместной и успешной, отмечает она.
Азиатская кухня набирает популярность, интерес к Китаю растет по мере укрепления экономических и культурных связей, так называемого «разворота на Восток». Среди российских потребителей, особенно молодежи, также наблюдается интерес к Японии и Южной Корее, Вьетнаму, Таиланду, чему также способствует туризм. Несмотря на это, ниша азиатской кухни остается достаточно свободной, если не считать получившую известность сеть «Воккер».
В 2017 году объем отечественного рынка ресторанов с самообслуживанием вырос почти на 12% - до 480 млрд рублей. Активнее всего в минувшем году развивалась сеть Burger King, сообщает «Infoline-Аналитика». Продажи сети увеличились на треть. Тем не менее общая выручка ГК «Шоколадница» сократилась.
Это сигнал того, что группе становится тесно в занятом сегменте, рост в данных пределах затрудняется, и необходим выход на новую аудиторию. Итоги 2018 и 2019 гг. покажут, насколько успешной окажется идея с запуском Panda Express.