Кейс Google: Должен ли лидер гонки ехать чуть медленнее

Кейс Google: Должен ли лидер гонки ехать чуть медленнее

Редакция Tipler
Digital 26.03.2018
1419

Интернет становится не просто частью жизни современного человека, но мощным инструментом формирования общественного мнения, политических трендов и глобального рынка. Это все чаще приводит крупнейшие интернет-компании к столкновению с политическими институтами или с гражданским обществом. Мы уже писали о том, как Facebook оказался в тисках между общественным мнением и кембриджскими политтехнологами, а Telegram пришел к конфликту с российскими госструктурами.

Теперь в центре внимания СМИ противостояние Google с Европейской комиссией. Надзорный орган Евросоюза предлагает разделить корпорацию на несколько независимых компаний, пока поисковый гигант «не проглотил весь интернет». Об этом изданию The Telegraph рассказала еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер. В прошлом году она уже выступала обвинителем Google в манипулировании интернет-рынками и добивалась наложения штрафа в 2,7 млрд долларов.

Сейчас Еврокомиссия рассматривает апелляцию корпорации.

По словам Вестагер, деятельность Google вызывает «серьезные опасения», поскольку ее масштаб не допускает конкуренции и вредит экономике. Поэтому Еврокомиссия вынашивает планы разделения корпорации из антимонопольных соображений. «Я считаю важным рассмотрение этого вопроса и сохранение такой возможности. Никаких решений еще не принято, но нужно неусыпно следить за ситуацией», - отметила она.

В состоянии ли конкуренты при поддержке политических институтов поставить на колени империю Google?

Вестагер утверждает, что Google захватил почти 92% поисковой индустрии в странах ЕС, поэтому он может пренебрегать конкурентами даже несмотря на грозящий беспрецедентный штраф. Еврокомиссии предстоит внимательно изучить отчеты корпорации о соответствии законодательным нормам и сопутствующие документы, исследовать деятельность Play Store и особенно сервис контекстной рекламы AdSense.

Кроме того соперники обвиняют Google в том, что корпорация не меняла своей маркетинговой политики даже после присуждения к штрафу в 2017 году.

«Успех в Европе не запрещен. Доминировать на рынке можно, но одновременно ты берешь на себя обязательства не уничтожать окончательно и без того ослабленную конкуренцию… Доминирование [Google] в сегменте поисковых запросов очевидно, и мы пришли к выводу, что они воспользовались своим положением для дальнейшего продвижения себя и урезания конкурентов», - подчеркнула Вестагер.

Западноевропейские надзорные органы долгое время вырабатывают подходы для более жесткой антимонопольной политики в отношении доминирующих компаний. США традиционно занимают более мягкую позицию в отношении корпораций, позволяя техническим гигантам развиваться без особых законодательных ограничений.

Конечно, в позиции Еврокомиссии присутствует внутреннее противоречие, если не сказать фарисейство. С какой стати победитель соревнования должен заботиться о своих конкурентах? И с какой стати государственные структуры должны защищать частные компании друг от друга, то есть вмешиваться в сугубо частный бизнес – ведь именно от этого предостерегают нас по сей день идеологи неолиберальной экономики? Ну, представьте себе судью, который уговаривает лидера велогонки, далеко обогнавшего соперников, ехать чуть помедленнее.

Несмотря на всю казуистику антимонопольного законодательства и его применения, позиция антимонопольщиков остается уязвимой, и поведение Google, крайне замедленную реакцию на предупреждения, тоже можно понять.

В 2017 году Верстагер предупреждала, что в отношении корпорации и впредь будут возбуждаться дела, и что Еврокомиссия разрабатывает закон, который потребует от электронных торговых площадок, магазинов приложений и поисковых сервисов большей прозрачности в отношении ранжирования результатов поисковых запросов и отчетов за удаление определенных результатов из списков.

Также планируется ввести трехпроцентный налог на оборот тех компаний, которые зарабатывают на пользовательских данных или интернет-маркетинге в странах ЕС. Это делается с той целью, чтобы заставить раскошелиться те компании, которые перенесли свои штабквартиры в страны с низким уровнем налогообложения.

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.