
Tipler.ru продолжает работу по разоблачению популярных «историй успеха». Сегодня мы подвергаем критическому разбору бизнес-кейс одного из членов сообщества «Бизнес-молодость» — предпринимателя Александр Проскурина.
История успеха от профессионала своего дела
История своего успеха «От 800 рублей в кармане до миллиарда рублей оборота» Александр начинает с популярных штампов из диснеевских мультиков о необходимости верить в свою мечту, идти и не сдаваться, преодолевать трудности. Как в том анекдоте: «Чего тут думать? Тут прыгать надо!»
Александр очень хорошо, можно сказать, профессионально держится перед камерой, только когда речь заходит о конкретных проектах и их показателях, начинает теребить часы. Он занимается автомобильным бизнесом. Его головная компания - «Нова-Трак», и занимается она продажей грузовиков. Филиалы расположены в Москве, Новосибирске и в Санкт-Петербурге. По словам Проскурина, его продажи составляют около 1,5 тыс. грузовиков в год — самый большой объем продаж грузовиков с пробегом в России.
Сейчас компания «Нова-Трак» начинает развивать продажу новой техники.
Прохоров — неподходящий ориентир
В 2016 году выручка компании от продаж грузовиков превысила 1 млрд рублей, но Проскурин утверждает, что не особенно вдохновлен данной цифрой, а целевым показателем годовых продаж для него является 7 млрд рублей. Своим ориентиром и «хорошим примером» он называет Михаила Прохорова, как предпринимателя, который «не остановился и развивается». Проскурин утверждает, что, даже если Прохоров остановится сейчас, ему будет не стыдно рассказать о своем успехе.
Пожалуй, Александр забывает упомянуть об отце своего кумира — высокопоставленного начальника СССР, а также о том, что богатым Прохоров стал благодаря проводившейся в начале 90-х «приватизации» - раздаче государственных предприятий приближенным к власти людям. Увы, «приватизация» больше не повторится, и вряд ли у Проскурина есть в запасе отец-министр, так что ему следовало бы выбрать другой бизнес-ориентир.
Поездка в никуда
Но вернемся к истории успеха Проскурина — это классическая история в стиле «american dream»: в 18 лет Проскурин отправился в столицу, имея лишь восемьсот рублей и две ксерокопии паспорта. В поезде Александр размышлял о том, что он умеет, и вынужден был признать, что ничего.
«Я ехал практически в никуда», - признается предприниматель, отмечая, что перед выездом он сжег все мосты, очень сильно поругавшись с отцом. Этим он хочет подчеркнуть, что не получал ниоткуда поддержки. И в этом его кардинальное несовпадение с его кумиром Прохоровым.
Рассказчик настойчиво проводит мысль о том, что для успеха в бизнесе не нужно ни образование, ни помощь близких, ни связей, ни квалифицированных консультаций — достаточно одной лишь веры. Не даром «Бизнес-молодость» называют «сектой успех», зарабатывающей на эмоциях. Многие приемы ее ораторов позаимствованы у протестантских проповедников. Вспомните кальвиновскую идею о том, что человек сам по себе беспомощен и ничтожен, но вера способна дать ему милость божию и большое богатство. Оттуда же апелляция к эмоциям, а не к рассудку аудитории.
Чудесная встреча
После ряда неудач переломным моментом в карьере и жизни Проскурина стала работа в магазине «Связной», в который он устроился работать продавцом-консультантом. Далее происходит классическая встреча с «мудрым магом» - директором компании «Связной» Максимом Ноготковым, который, по законам жанра, выступает инкогнито и, отметив амбициозность и веру неофита, дает ему мудрые наставления. Мораль понятна: встретьте своего гуру, доверьтесь ему и готовьте мешок для денег.
Некоторые комментаторы подвергают историю Проскурина и приводимые в ней факты и цифры сомнению, называют его обманщиком и еще похуже. Несложно посчитать, что для выручки в 1 млрд рублей от продажи 1,5 тыс. грузовиков придется продавать каждый грузовик с маржой свыше 700 тыс. рублей!
Однако мы не станем подвергать сомнению приводимые факты. Скажем лишь, что, если Проскурин и правда достиг небывалых вершин успеха, то причина тому отнюдь не религиозная вера в свое предназначение или в мистические силы рынка: из «истории успеха», даже если она имела место быть, исключены самые важные детали, а на передний план выдвинуты несущественные и второстепенные сюжеты, так, чтобы получилась увлекательная сказка.
Не так давно мы размещали у себя интервью с действительно успешным бизнесменом — фермером Евгением Кузыком, который действительно трудится на благо своего любимого дела. Здесь все составляющие успеха — налицо: во-первых, Кузык — профессионал в области финансов (закончил Финансовую Академию при правительстве РФ), бизнес-план ему составлял профессионал с огромным опытом. Кузык постарался подойти к бизнесу взвешенно и разумно, хотя и у него были свои иллюзии и розовые мечты, которые пришлось преодолевать по ходу дела.
А те, у кого нет ничего, кроме восторгов и эмоций, легко могут стать жертвами жуликов-краснобаев и действительно поедет в никуда. Так почему же мы всегда больше верим в воздушные замки, красивые слова и легкий успех?