Разоблачение успеха: и грянул Grom

Разоблачение успеха: и грянул Grom

Редакция Tipler
Кейсы 05.04.2018
2112 0
Разоблачение успеха: и грянул Grom

Tipler представляет первую из серии статей с критическим разбором бизнес-кейсов и официальных историй успеха. Идеи, которые помогут нам анализировать путь к успеху тех или иных бизнесменов и подвергать сомнению их собственное описание этого пути изложены в статье «Истории успеха для лузеров».

Сегодня мы подвергнем разбору историю Зака Маркса, подростка, основавшего популярную социальную сеть для детей Grom Social, нынешнего совладельца компании стоимостью 100 млн долларов. Эту историю мы излагали в статье «Как 12-летний мальчик основал компанию на 100 млн долларов». Настало время копнуть немного глубже.

Прежде всего стоит обратить внимание на то, что в интервью американским изданиям Зак Маркс, рассказывая историю своего успеха, активно ссылается на внешние авторитеты: книги и статьи по теории бизнеса. И это понятно: на сегодняшний день ему всего 17 лет, своего богатого жизненного опыта у юноши нет, и потому он не может самостоятельно оценить проделанный путь, ему нужны понятийные инструменты. Он их берет из статей и книг по бизнесу и пытается сравнивать то, что делал он с тем, что написано в этих статьях.

Он берет распространенные лозунги о том, что надо «верить и заражать других своей верой» и т. п., и применяет их к своей истории. При этом он выпускает или отодвигает на задний план то, что было действительно важно.

Например, он лишь вскользь упоминает о том, что многие идеи предстоящего проекта рождались за семейным кухонным столом, но не уточняет, какую роль играли старшие родственники в разработке проекта и бизнес-плана. Всем нам известна песенка «папа решает, а Вася сдает». И всем нам известно, как современным родителям или педагогам приходится делать за детей конкурсные работы. Так ли невероятен такой вариант и в истории с Grom Social?

Разве мог 12-летний мальчик связываться с инвесторами, ходить по инстанциям, регистрировать на себя предприятие? Вот это и интересно узнать, но об этом в истории Зака Маркса ничего не говорится, практических подробностей создания новой социальной сети не дается. Зато ребенок очень фотогенично смотрится под громкими заголовками о «социальной сети, созданной детьми для детей».

Далее. Зак Маркс рассказывает о поиске инвестора. Сколько было неудачных попыток? А главное, с чем именно шли к инвесторам – с написанной на листочке идеей, презентацией или с рабочей моделью? И повторюсь, кто шел?

Зак Маркс рассказывает о том, что нашел инвестора, «который заинтересован не только в прибыли, но и поверил в саму идею». Что же это за инвестор, который ставит «идеи» выше прибыли? Точных данных об источниках первичного финансирования у нас нет (и в сети они не афишируются), но логично предположить, что это была некая структура или организация, близкая к американской системе образования: минобр штата, крупный поставщик ПО для школ и т. п. И в этом пункте история начинает приобретать уже совсем иные черты – превращается не в чистый бизнес-кейс, а в историю «освоения» бюджетных денег.

Именно чиновников в меньшей степени могла заинтересовать прибыль и увлечь идея. Американские власти неоднократно поднимали вопрос о «безопасном интернет-окружении для детей». Чиновники же могли сыграть ключевую роль и в построении клиентской базы.

Зак Маркс упоминает о том, что школы стали включать его социальную сеть в свои образовательные программы, поскольку в них уже было прописано обучение детей пользованию социальными сетями. То есть получается, что пользовательский интерес к идеям Зака Маркса играл последнюю роль. Дети регистрировались в социальной сети, потому что их к этому обязывали школы. Школы устанавливали Grom и включали его в образовательные планы, потому что обязаны были обучать детей пользованию соцсетями. Не исключено даже, что сам инвестор школы к этому и склонил.

Таким образом красивая история о пользовательской поддержке летит в трубу. То есть получается, что формула «от детей и для детей» к данному случаю в действительности неприменима, а является лишь рекламным слоганом. Зак Маркс был лишь одним из разработчиков и, возможно, его главная роль была в том, чтобы лишь послужить символом для раскрутки проекта. Вместо пользовательского отклика видим решение, спущенное свыше.

Теперь компания Grom Social Enterprises, Inc. акционируется. Не исключено, что контрольный пакет акций отойдет настоящим инициаторам проекта, а Зак Маркс так и останется улыбающимся лицом с журналистских снимков.

Зак-Маркс.jpg

Следует еще раз подчеркнуть, что в данном разборе наряду с точными данными содержатся и некоторые предположения. Важно было продемонстрировать метод анализа, показать, что за внешне простой и стандартной историей успеха могут скрываться более сложные процессы, не всегда совпадающие с лозунгами из книг бизнес-гуру.

Комментарии

Array
(
    [AUTH_PATH] => /auth/
    [LEFT_MARGIN] => 50
    [NO_INDEX] => Y
    [NO_FOLLOW] => Y
    [SHOW_USERPIC] => Y
    [SHOW_DATE] => Y
    [SHOW_COUNT] => Y
    [NON_AUTHORIZED_USER_CAN_COMMENT] => N
    [USE_CAPTCHA] => N
    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [CAN_COMMENT] => N
)


Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Вы можете: авторизоваться или зарегистрироваться

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.