Табачный рынок России рухнет через 4 года

Табачный рынок России рухнет через 4 года

Редакция Tipler
Бизнес 24.08.2018
2038

По оценкам экспертов, уже к 2022 году российский табачный рынок сократится не менее, чем на треть, что означает его крах. Таким положением дел табачники обязаны альтернативным продуктам – электронным сигаретам и системам нагревания табака, а также увеличению доли нелегальной продукции.

По результатам прошлого года в России было продано 258 миллиардов сигарет, что в денежном выражении составило 1,6 триллиона рублей. Судя по динамике рынка и сопутствующим факторам, аналитики ожидают, что через 4 года годовой объем продажи сигарет сократится до 182 миллиардов единиц, выручка упадет на 11 %, до 1,39 триллиона рублей. Важно отметить, что до сих пор рост табачного рынка в России обеспечивался повышением цен на сигареты из-за роста акцизов, которое замедлится через два года. Так, в этом и следующем году показатель роста акциза составляет 10 %, а в 2020 году планируется увеличение акцизной ставки всего на 4 %. То есть падение продаж уже не удастся компенсировать ростом цены.

Рост акциза и, как результат, повышение цен на табачную продукцию сыграли и отрицательную роль, спровоцировав рост нелегального рынка сигарет. Логично, что из-за практически постоянно растущей стоимости сигарет потребители очень остро стали чувствовать цену. Поэтому нелегальные сигареты по более выгодной для курильщиков цене стали настоящей угрозой для «честных» табачников. В результате с 2014 года «черный» рынок табачных изделий вырос в 7 раз, а по итогам 2018 года аналитики прогнозируют реализацию 20 миллиардов «подпольных» сигарет.

«Здоровый» маркетинг убивает табачный рынок

Еще одним фактором, «топящим» рынок сигарет, является увеличение показателя отказа от курения. Пропаганда здорового образа жизни, пугающие фотографии на пачках сигарет, то же повышение цен на табачную продукцию – все это в совокупности дало свои результаты. По результатам опросов, с 2016 года в три раза увеличилось количество людей, отдающих предпочтение спорту – до 21% по итогам опросов прошлого года. Отказаться от курения решили 70% курильщиков, в то время как в 2014 году об этом задумывались лишь 57%.

Появление альтернативных сигаретам устройств, таких как электронные сигареты и системы нагревания, также внесли свою лепту. Сегодня их доля на табачном рынке невелика – всего 1,5%, но ожидается ее постепенный рост. Курильщики все чаще стали переходить на альтернативу сигаретам, считая ее более безопасной для здоровья. Так что при правильной и активной маркетинговой стратегии электронные сигареты и системы нагревания табака имеют все шансы на рост. Возможно, именно благодаря им табачным компаниям удастся выжить при крушении рынка.

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.