
Ниссан и Рено остались без головы: руководитель обеих компаний Карлос Гон арестован за мошенничество. Акции обвалились. Tipler разбирается в ситуации.
Ниссан и Рено лишились 64-летнего директора
Карлос Гон, президент японского автоконцерна Ниссан Мотор, арестован 19 ноября по подозрению в налоговых махинациях (сокрытии доходов). Об этом сообщает японское издание Yomiuri. Гону 64 года. Он также является председателем совета директоров альянсом Рено-Ниссан-Митсубиси. Прокуратура Токио подозревает, что автомобильный магнат в 2011-2015 гг. утаил от налоговиков 5 млрд иен (свыше 44 млн долларов).
Агентство Kyodo сообщает также о задержании Грега Келли, члена совета директоров того же автоконцерна. В заявлении Ниссан говорится, что он участвовал в занижении суммы доходов Гона, помогая фальсифицировать отчеты для фондовой биржи Токио. Согласно официальному сообщению, о махинациях Гона сообщил некий информатор несколько месяцев назад, после чего было инициировано корпоративное расследование, результаты которого были переданы в прокуратуру.
Гон при помощи Келли не только скрывал доходы, но и подделывал отчеты о расходовании средств компании, перекладывая деньги в свой карман. Об этом заявил генеральный директор Ниссан Хирото Сайкава.
Карлоса Гона выгонят из Ниссан
Пресс-секретарь японского кабмина Йосихиде Суга заявил журналистам, что правительство внимательно наблюдает за возможными экономическими следствиями ареста Гона. После информации об аресте Гона акции Ниссан и Рено резко подешевели — на 9,3% и 14% соответственно. Гона исключат из совета директоров Ниссан на заседании в четверг.
Гон перешел в Ниссан из Рено в 1999 году, и сразу на пост главного исполнительного директора. Уже в следующем году он возвысился до президентского кресла, а еще через год стал главой совета директоров и приступил к масштабной реорганизации компании. В 2005 году он заодно стал и президентом Рено. Автоконцерны буквально рвали Гона друг у друга из рук. Два года назад он возглавил Митсубиси Моторс. В компании надеялись, что он поможет ей вывернуться из скандала с занижением показателей расхода топлива.
Очевидно, до определенного времени деятельность Гона устраивала остальных руководителей, и на его финансовые проделки смотрели сквозь пальцы. Однако теперь глобальная экономика находится в тяжелейшем кризисе, платежеспособный спрос в мире упал, рост авторынка прекратился, и каждая копейка оказалась на счету.
Арест Гона — укладывается в общий тренд: санкции, которые вводят олигархи одних стран против олигархов других стран, арест Рыболовлева в Монако. Не прекращая раздевать простых граждан, олигархи пытаются раздевать и друг друга. Так что арест Гона является не причиной, а следствием проблем авторынка. Если бы авторынок рос, а компании повышали доходность, Гон мог бы спокойно воровать и дальше. Но в ситуации кризиса рычаги управления выскальзывают из рук.