Интернет-зависимость не вылечить без участия маркетологов

Редакция Tipler
Тренды 01.06.2018
902 0
Интернет-зависимость не вылечить без участия маркетологов

Социальные медиа являются важным фактором формирования общественного мнения. Люди общаются между собой, а также с компаниями и социальными институтами. Благодаря социальным сетям маркетологи получили доступ к данным о потребителях в объемах, немыслимых еще лет 15 назад. Им известны предпочтения, вес, особенности сексуального поведения и полный список их контактов. Маркетолог может достучаться до человека дома, на работе, в автомобиле — везде, куда человек берет свой девайс.

Интернет-зависимость в мире

Технологии сделали общение проще, а жизнь удобнее, и поместили в центр жизни обывателя светящийся экранчик.

Согласно отчету Common Sense Media, американские подростки проводят по 9 часов в день (или 136 дней в году) за медиа-устройствами ради развлечения. Это даже без учета пользования устройствами для выполнения домашней работы. В мире, обычный взрослый человек проводит 2 часа в день в социальных медиа, против 15 минут в 2012 году, добавляет Social Media Week. При сохранении такого объема, это даст в течение жизни 5 лет и 4 месяца на развлечения в интернете.

Появилось понятие зависимости от соцсетей и соответствующие методики лечения, в первую очередь, для детей и подростков.

Откуда берется интернет-зависимость

Люди — социальные животные, нуждающиеся во взаимодействии с себеподобными. Доказано, что инструменты соцсетей (лайки, репосты, отзывы) запускают те же реакции в мозгу, что и объятия, улыбки и похвалы. Потребность в отклике и вынуждает пользователей снова и снова обращаться к соцсетям.

Пользователи «подсаживаются» на подобный тип социального отклика и на приятные реакции, которые он вызывает в мозгу. Нас постоянно волнует, как наше социальное окружение реагирует на то, что мы делаем. Смартфон или планшет, который многие носят с собой позволяет получать подобный отклик, вести общение 24 часа в сутки.

Французский философ Пьер Бурдьё ввел понятие «социального капитала», которое включает социальный вес, имидж, связи и знакомства человека. Сегодня люди ищут и строят этот «социальный капитал» в сети, а не в реальном общении. Социальные медиа стали чем-то средним между инструментом социальных связей, навязчивой привычкой и зависимостью.

Как ни странно, маркетологи могут сыграть важную роль в том, по какому пути будет проходить развитие соцсетей и поведения людей в них.

Влияние соцсетей на психику

Для начала стоит рассмотреть примеры отрицательного влияния соцсетей и смартфонов на психику людей.

1. Немецкие ученые из Университета Гумбольдта и Технического университета Дармштадта утверждают, что каждый третий человек ощущал разочарование в собственной жизни после просмотра ленты в Facebook, особенно если сам ничего не писал.

2. Исследование Psychological Science утверждает, что зависимость от социальных сетей сильнее, чем от спорта, шоппинга и секса, поскольку человеку этот тип зависимости кажется наименее опасным и затратным.

3. Согласно исследованию, помещенному в журнале Psychological Reports, у зависимости от разного вида современных технологий много общего с привычкой к азартным играм.

Этическая ответственность маркетолога

Определенную роль в формировании зависимости от социальных медиа сыграл маркетинг, поскольку бренды заинтересованы в определенном типе поведения потребителей в сети. Но занимаются ли они просто успешным маркетингом или «подсаживают» людей на определенный тип зависимости?

Грань между привычкой и зависимостью тонка и неуловима. Конечно, маркетологи должны иметь возможность производить хорошие продукты и «цеплять» клиентов с помощью умной рекламы. Но при этом они должны брать на себя и определенные этические обязательства перед аудиторией.

Некоторые исследователи считают, что крупные интернет-порталы, компьютерные игры и социальные сети, вызывающие зависимость должны разработать алгоритмы «вывода» пользователя, облегчения его зависимости, если сам пользователь заявит, что ему нужна помощь в этом плане. Конечно, создание цепляющего продукта и формирование потребительских привычек — прямая задача маркетологов, но это налагает на них и этическую ответственность за психическое здоровье пользователей.

Комментарии

Array
(
    [AUTH_PATH] => /auth/
    [LEFT_MARGIN] => 50
    [NO_INDEX] => Y
    [NO_FOLLOW] => Y
    [SHOW_USERPIC] => Y
    [SHOW_DATE] => Y
    [SHOW_COUNT] => Y
    [NON_AUTHORIZED_USER_CAN_COMMENT] => N
    [USE_CAPTCHA] => N
    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [CAN_COMMENT] => N
)


Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Вы можете: авторизоваться или зарегистрироваться

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.