Интернет-маркетолог должен решить: пользователь – это партнер или товар

Редакция Tipler
Кейсы 11.04.2018
1099 0
Интернет-маркетолог должен решить: пользователь – это партнер или товар

Скандал с Facebook и Cambridge Analytica стал лишь крайним проявлением давно зревшей проблемы – отсутствия внятных этических стандартов интернет-маркетинга. Если рекламщики использовали чужие данные из социальных сетей, почему это нельзя делать политтехнологам? Произошедшее – хороший повод для интернет-маркетологов задуматься и начать открытую дискуссию о границах дозволенного.

Facebook и Google сделали пользователей своим товаром. Как говорят в Силиконовой Долине, «если вы не покупатель, то вы – товар». Но маркетолог должен относиться к людям как к потенциальным клиентам, соответственно, стремиться к сотрудничеству. Теперь работники digital-сферы должны сделать выбор и признаться себе, кого же они видят в пользователях сети: товар или клиентов?

Серьезные вопросы возникают и в отношении микротаргетинга как явления. Этичен ли психологический таргетинг. Допускает ли он вторжение в частную жизнь и использование персональных данных без согласия пользователя?

Cambridge Analytica предлагала пользователям ответить на вопросы психологического теста, но они использовали не только сами ответы пользователей, но и все данные об их друзьях, которые легко оказалось извлечь из Facebook. Это уже нарушало этику, поскольку затрагивало третьих лиц, не дававших согласия на обработку своих данных. По разным оценкам, Cambridge Analytica использовала данные от 50 млн до 87 млн пользователей. И это вполне соответствовало характеру соцсети, которая и создавалась для того, чтобы собирать пользовательские данные в коммерческих целях.

Решением может стать такая модель взаимодействия с пользователями, которая предполагает запрос согласия на использование и обработку данных. В частности, такого мнения придерживается гендиректор ViralGains Тод Луфбароу.

На данный момент эта модель выглядит так: «Не нравится – до свидания». Пользователи наспех ставят галочки согласия в конце длинных документах. И это выглядит не совсем правильно. Предупреждения о возможных негативных последствиях от употребления сигарет или даже лекарств легко прочесть, их выносят на упаковку, а не пишут петитом в само конце. Тогда можно говорить о сознательном решении пользователя и принятии им на себя возможных рисков.

Возможно, интернет-маркетологам нужна своя открытая декларация принципов, которая просто и ясно уведомляла бы пользователей о том, какими способами с ними будут работать. Это сняло бы многие претензии впоследствии.


Мнение Tipler: можно посмотреть на эту проблему и под другим углом. Скандал, связанный с Cambridge Analytica - это даже хорошо, потому что он должен научить крупный бизнес и бренды лучше защищать персональные данные своих клиентов, пользователей, партнеров и сотрудников. И это возможно будет сделать при помощи развития и внедрения новых специалистов рынка digital - Senior Data Scientist, которые будет работать непосредственно с большими данными, изучать их, анализировать и защищать. Это будет совершенно новый виток на рынке интернет-маркетинга и трансформации индустрии коммуникаций.


Комментарии

Array
(
    [AUTH_PATH] => /auth/
    [LEFT_MARGIN] => 50
    [NO_INDEX] => Y
    [NO_FOLLOW] => Y
    [SHOW_USERPIC] => Y
    [SHOW_DATE] => Y
    [SHOW_COUNT] => Y
    [NON_AUTHORIZED_USER_CAN_COMMENT] => N
    [USE_CAPTCHA] => N
    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [CAN_COMMENT] => N
)


Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Вы можете: авторизоваться или зарегистрироваться

Самые интересные статьи, обзоры и размышления — в рассылке!

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.